Пятница, Июля 19, 2019
Хостинг предоставлен AGAVA хостинг!

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ВАЛУЕВО

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ВАЛУЕВО
Информация

История

В живописном месте юго-западной части ближнего Подмосковья, на берегу реки Ликовы (Ликовки) среди заливных лугов расположилась усадьба Валуево. Находившееся здесь ранее село поначалу было вотчиной одного боярского рода — сподвижников московских князей XIV в. Родоначальником дворян Валуевых был воевода великого князя Дмитрия Донского — Т. Окатьевич, который погиб на Куликовом поле. Прозвище «валуй» (лентяй) он получил за свой характер. Собственно, это прозвище и дало начало фамилии Валуевых.

Валуево. Входные ворота

Валуево. Входные ворота

В первой половине XVI в. село Валуево еще называлось Покровским по поставленной здесь деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы (церковь погибла во времена вторжения Лжедмитрия I). Именно тогда дворецкому Новгородского Софийского дома Ивану Михайловичу Валуеву было пожаловано село Покровское.

Позднее (в 1622) уже дьяк Григорий Валуев разделил свою вотчину между наследниками, и с 70-х гг. XVII в. эти земли стали называться Валуевом.

В 1719 г. имение было продано П. А. Толстому, при котором в имении был разбит модный регулярный парк.

После смерти П. А. Толстого имение перешло к вдове его сына — Прасковье Михайловне Толстой (в девичестве Троекуровой), которая в свою очередь подарила Валуево Василию Ивановичу Толстому, последнему владельцу усадьбы из рода Толстых.

Усадьба Валуево

Усадьба Валуево

В XVIII в. имение несколько раз меняло своих хозяев: в 1742 г. владельцами его становятся генерал-аншеф, обер-гофмаршал Д. А. Шепелев (строитель Зимнего дворца в Санкт-Петербурге) и его жена Д. И. Глюк.

При них здесь была сооружена каменная церковь. Усадебный ансамбль состоял лишь из деревянного дома и «французского» парка. В 1768 г. Валуево по завещанию наследует Мария Кошелева, которая и собрала знаменитую картинную галерею, хранящуюся теперь в Рыбинском музее-заповеднике. Поскольку своих детей у нее не было, то наследниками Валуева стали ее племянники. Имение досталось представительнице знатной московской семьи Екатерине Алексеевне Мусиной-Пушкиной (в девичестве Волконской). Е. А. Мусина-Пушкина активно занималась хозяйством и даже разбила огород, который крайне редко встречался в подмосковных усадьбах. А вот строительные работы патронировал ее муж — А. И. Мусин-Пушкин.

Охотничий павильон и грот

Охотничий павильон и грот

Граф кардинально изменил Валуево, особенно парадный двор, на котором к 90-м гг. XVIII в. появились двухэтажные кирпичные флигели, имевшие зеркальную планировку и объединенные сквозными галереями-колоннадами, в которых разместились кухня и крепостной театр. Непосредственно перед флигелями к началу XIX в. были сооружены «службы» и две компактные постройки в форме каре — конный и скотный дворы. В начале XIX в. при въезде в усадьбу были построены два одноэтажных здания с мезонинами — контора и дом управляющего. Главный вход в господский дом украшали каменные львы; внутри он был украшен многочисленными каминами, лепными карнизами, множеством колонн.

Изменился и парк. Рядом с церковью для церковного причта возвели три одноэтажных дома, которые в результате составили самостоятельный ансамбль. А на берегу реки появился садовый павильон Охотничий домик, напоминающий Концертный зал, возведенный Д. Кваренги в Царском Селе. Новым украшением парка стал Прибрежный грот — искусственная пещера, выполненная под «дикий камень», с боковыми лестницами и тремя арочными входами. Парк был разбит на пейзажную английскую часть с романтичными «руинными» композициями и еще одним гротом, на этот раз из крупных валунов, и регулярную. Со временем усадебный парк полностью превратился в пейзажный. Главный дом с парадным двором является ядром усадьбы, а на другой стороне от дома развернут парк с каскадами прудов и «затеями».

В 1810—1811 гг. сооружается новый господский дом — большое двухэтажное с бельведером здание, фасады которого были обработаны «под камень». Однако оно сильно пострадало уже на следующий год после завершения строительства — в 1812 г. его разорили французы. А в Москве во время большого пожара сгорело знаменитое собрание графа.

Вид на пруд

Вид на пруд

А. И. Мусин-Пушкин формировал научную и культурную среду своей эпохи. Активный собиратель монет, медалей, рукописей, книг, произведений живописи, в которых были подлинники Рафаэля, Леонардо да Винчи, Б. Мурильо, он буквально притягивал к себе людей. На лето в Валуево съезжались многочисленные родственники. Любимым местом всех гостей были террасно-каскадные пруды. Тишина, сплетенные кроны деревьев, уединение вблизи водной глади прудов — все создавало ощущение покоя и гармонии.

После смерти хозяина имение унаследовал граф Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин — декабрист, член Северного общества; после 1825 г. он был понижен в звании и провел полгода в Петропавловской крепости. В 1831 г. он выходит в отставку и переселяется на постоянное жительство в Москву. В Валуево приезжает редко, в основном с женой — Эмилией Шернваль фон Валлен. Несмотря на редкость их приездов, кое-какие архитектурные изменения в Валуеве все же происходили. При новых хозяевах на парадном дворе в стиле псевдоготики были выстроены круглые угловые башни, украшенные белокаменным декором. В Валуеве бывали поэты Е. Баратынский, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский и историк Н. М. Карамзин. В 30-е гг. XIX в. в имении были устроены еще новые каскады прудов — Красный, Золотой, Темный.

С середины XIX в. Валуевым владеют князь Владимир Борисович Святополк-Четвертинский и его сыновья — Борис и Сергей. А в 1863 г. имение у них приобретает почетный гражданин, купец первой гильдии Д. С. Лепешкин, разбогатевший на переработке хлопка и известный своей благотворительностью. Новый хозяин произвел небольшую реконструкцию усадебного ансамбля: выстроил новые ворота, украшенные оленями, поставил перед входом в главный дом уже металлических львов, пристроил к зданию балконы. Появились в имении баня и водонапорная башня. Ограда парадного двора, металлические решетки и ворота относятся к 1880 г. К этому же времени относится и здание оранжереи, которое имеет ордерные формы. Кирпичные углы здания выполнены в виде ниш. Д. С. Лепешкин основал в Валуеве лечебницу.

Валуево. Лесные великаны

Валуево. Лесные великаны

После революции 1917 г. в усадьбе разместился сначала санаторий, в 1920 г. — первый Дом отдыха для московских рабочих, а на сегодняшний момент — снова санаторий, который очень известен в России (лечебница Глав-мосстроя).

Из того, что сохранилось от усадебного ансамбля до наших дней, интерес представляет главный дом — деревянный, стоящий на кирпичном подклете. В плане дом — прямоугольный, с выступами; венчает здание 8-гранный бельведер. Фасад украшен портиком и балконом второго этажа, углы отделаны пилястрами. Некоторые элементы главного дома встречаются также в Охотничьем павильоне и в оранжереях, где росли редкие растения и множество цветов.

Храм-павильон Охотничий домик находится в западной части усадебного комплекса и представляет собой живописное, нарядное здание с четырехколонным античным портиком, великолепными проемами окон и нишами, придававшими ему художественность и изысканность.

В этой усадьбе, на центральной клумбе парка, знаменитый режиссер Сергей Бондарчук снимал сцену смерти Пети Ростова для фильма по роману великого русского писателя Л. Н. Толстого «Война и мир». Кроме него на территории Валуева снимался и другой любимый народом фильм — «Гусарская баллада».

Основу сохранившегося парка составляют липовые аллеи (деревья в них достигают высоты 30 м) и заросли плакучей березы и белой ивы. Есть здесь и гигантские пихты (38 м), лиственницы, сосны, голубые ели, конские каштаны и прекрасные высокие белые тополя. В целом можно сказать, что усадебный дворцово-парковый ансамбль в Валуеве, возведенный в стиле классицизма, решен в едином смысловом ключе; ему свойственны общий архитектурный замысел, принцип симметрии, цельность и гармония форм.

В структуру ансамбля входила также старинная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (XVII в.), которая, к сожалению, не сохранилась, так как была сильно повреждена в годы Великой Отечественной войны. В 1965 г. ее разобрали.

Православный календарь

Православие.ru
Православие.ru - Православный информационный ресурс третьего тысячилетия
  • 24 июля начнётся Иринарховский крестный ход
    Маршрут пути: 24 июля: Борисоглебский-на-Устье монастырь — Павлово село. 25 июля: Павлово село — Ивановское-на-Лехте. 26 июля: Ивановское-на-Лехте — Зубарево. 27 июля: Зубарево — Кондаково. 28 июля: Кондаково, разъезд по домам.
  • Татьяна Москалькова: верующие чаще всего не согласны с электронной идентификацией
    Число жалоб россиян по вопросам законодательства в сфере религиозных отношений, направленных уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой, выросло в прошлом году почти в три раза в сравнении с 2017 годом
  • Когда в России закрывали православные храмы, в Бразилии – строили
    Светлана Поливанова

    Несколько лет назад в Бразилии, в городе Санта-Роза, я познакомилась с матушкой Галиной Завадовской. Супруга почившего к тому времени отца Петра Завадовского, построившего в этом небольшом городке штата Рио-Гранди-ду-Сул храм в честь апостолов Петра и Павла, приехала тогда на престольный праздник храма из столицы штата – Порту-Алегри.
  • В Москве состоялось освящение «Общественной приемной» Правозащитного аналитического центра
    В помещении на Новой Басманной, 28 июня, состоялось освящение «Общественной приемной» Православного правозащитного аналитического центра
  • В Переславле-Залесском проходит выставка о Царской семье
    В рамках «Царских дней» 17 июля 2019 года в Переславле-Залесском в библиотеке им. Малашенко открылась фотовыставка, посвященная семье последнего русского царя.
  • О служении и церковной традиции в Западной Беларуси
    Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий

    Свыше двух десятков лет Гродненскую епархию Белорусской Православной Церкви возглавляет архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий. В беседе с корреспондентом «Журнала Московской Патриархии» владыка поделился воспоминаниями о непростом времени возрождения церковной жизни, об опыте служения на белорусском языке, о том, как возник Международный фестиваль православного пения «Коложский благовест»
  • «Возложи на них послушание…»
    «Не оставь дев Моих дивеевских», ‒ сказала Царица Небесная преподобному Серафиму при последнем Своем явлении на Благовещение 1831 года. Смиренный старец, сознавая немощь человеческого естества, ответил: «О Владычица, я собираю их, но сам собою не могу их управить!»